Эссе педагога-психолог

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.

В. А. Сухомлинский

Каждый человек на определенном этапе своей жизни стоит перед выбором, но самый главный – это выбор дальнейшего пути, выбор профессии. Очень важно, чтобы решение, принятое ещё  со школьной скамьи, было правильным. Но над вопросом: «Кем стать?» - я не задумывалась. Ещё в школе я была вовлечена в активную общественную деятельность – принимала участие в работе (только что созданного тогда в городе)  молодёжного парламента. Мой выбор будущей профессии определило желание общаться с людьми, а конкретнее – с детьми, а ещё конкретнее – с особыми детьми, нуждающимися  в помощи психолога из-за проблем в развитии.

И как только я сделала, по моему мнению, правильный выбор, мой жизненный путь стал похож на дерево: крепкие корни – мои твёрдые убеждения, массивный ствол – мои стремления, а ветки - множество вопросов: как? зачем? какой? почему? Чем больше я находила ответов, тем разнообразнее появлялись листочки на моём древе: маленькие и большие, зелёные, жёлтые, красные – всё это результат моей работы.

Мой первый листочек – ответ на вопрос: ПОЧЕМУ? В своей работе я каждый день сталкиваюсь с различными проблемами при общении со своими учениками. Поэтому я хочу научиться помогать им. Ведь психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделён человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что «Учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном».

Мой второй листочек – ответ на вопрос: КАК? Через искусство, художественное творчество. Метод арт-терапии – это своего рода мой инструмент, которым я учу ребёнка свободно выражать свои эмоции, выявляю его творческий потенциал, развиваю оригинальность мышления и коммуникативные способности. Мои ученики приходят не на занятия, а в мастерскую художника, скульптора, музыканта; они с удовольствием работают акварелью, цветными мелками, песком, тестом, с музыкальными народными инструментами.

Мой третий листок – ответ на вопрос: ЗАЧЕМ? Я хочу, чтобы дети росли счастливыми, преодолевая свои внутренние барьеры, давая выход своим эмоциям, которые трудно выразить словами. В атмосфере доверия, терпимости, внимания через невербальное общение мои воспитанники делают первые шаги к самопознанию, к самораскрытию, они преодолевают плохое настроение, апатию, безынициативность, видят свою неповторимость.

Мой четвёртый листок – ответ на вопрос: КАКИМ педагогом-психологом быть? Оптимизм, одухотворенность - необходимые ценностные качества современного учителя. Я должна верить в себя, в своих учеников, их успешность, поддерживать во всех  сложных и противоречивых  ситуациях. Тогда и дети обретут веру в себя.

Что необходимо для того, чтобы вырастить здоровое дерево? Плодородная почва, вода, удобрения, солнечный свет, защита от холодных ветров. А что необходимо для того, чтобы вырастить ребёнка? То же самое. Солнечный свет – это любовь и тепло взрослых; ежедневный полив – это ласковое общение, поощрение; подкормка – это обучение; защита  - это помощь в правильном восприятии окружающего мира. Одни дети напоминают клёны, другие – сосны, третьи – берёзки. Они растут по-разному, но каждый способен стать красивым, сильным, уверенным в себе.

Моё дерево растёт, зеленеет, с каждым днём на нём появляется всё больше новых листочков - я становлюсь опытнее, и вопросов оказывается всё больше.

Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого воспитываем, обучаем, в кого верим.